Удивительные места в России: Музей-заповедник «Кижи» - RODIONOVCLUB

Кижский погост на острове Кижи

Кижский погост на острове Кижи Заонежского полуострова включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, это самый выдающийся памятник древнего деревянного зодчества Севера. Говорят, что в последнюю войну финский летчик, пораженный красотой соборов, не выполнил приказ о бомбардировке острова.

На основе ансамбля погоста создан известный всему миру архитектурный музей-заповедник. Здесь собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Общая территория музея насчитывает 10 тысяч га.

Что находится на территории музея Кижи?

Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, ценные природные объекты и памятники археологии. Кижи — один из первых музеев страны под открытым небом. Первый дом был привезен на остров в 1951 году, а с 1966 года Кижи существует как самостоятельный музей.

Первые летописные сведения

Первые летописные сведения о селении и шатровых церквях на острове Кижи датируются XV веком. С XVI века Кижи становятся административным центром целого района (погоста) с населением в 12 тысяч человек. На народные средства в 1714 году здесь была построена двадцатидвухглавая Преображенская церковь. В 1764 году рядом с ней выросла Покровская, а третьим соружением ансамбля стала стройная колокольня.

Музей-заповедник «Кижи» сейчас

Сейчас музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек, в том числе древнейшую деревянную церковь в России — церковь Воскрешения Лазаря, несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, в том числе домов-комплексов, множество хозяйственных построек — амбаров, риг, бань и других.

Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тысяч предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX веке-начале XX века, 500 икон XVI-XIX веков, среди которых единственное собрание «небес» из храмов Обонежья.

Не только хранилище памятников культуры прошлого, но и исследовательский центр

Музей-заповедник является не только хранилищем памятников культуры прошлого, но и исследовательским центром. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево. Еще один экспозиционный центр, посвященный культуре русских Пудожья, находится в северной части острова. Кроме того, один из секторов посвящен Пряжинским карелам. Главные памятники сосредоточены в южной части острова, поблизости от причала.

В последние годы на острове Кижи проводят красочные фольклорные праздники и Дни народных ремесел. Неудивительно: в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»; когда-то на острове совершались языческие обряды.

В музее создана «ожившая экспозиция», демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее «Кижи» работает республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы.

Ежегодно около 180 тысяч человек приезжают на остров Кижи.

Ежегодно около 180 тысяч человек из Карелии, России, стран Европы, Америки, Азии приезжают на остров Кижи. Музей-заповедник держит первенство среди самых посещаемых мест в Карелии. Работают экскурсоводы на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей — аудиогиды на русском, английском и финском языках.

Кроме деревянной архитектуры, привлекает туристов и сама красота здешних мест. Еще в XVIII веке были отмечены необычайные для северных широт разнообразие и живописность природы Кижских островов. Академик Лаксман, путешествуя по Заонежью в 1779 году, так писал об этих краях: «Трудно вообразить себе, как живописно-красивы виды, начиная от острова Большой Клименецкого. Чередуясь с красивыми полями и лугами, видны здесь хвойные, березовые и густые липовые леса, крутые горы, голые утесы и холмы».

Музей-заповедник «Кижи» расположен в уникальном природном районе Карелии — Кижских шхерах.

Музей-заповедник «Кижи» расположен в уникальном природном районе Карелии — Кижских шхерах. Благодаря относительно мягкому климату, разнообразнейшим условиям увлажненности, освещенности, температурных режимов на островах Кижских шхер сформировался богатейший по флористическому составу и фауне природный комплекс. На островах обитают редкие виды птиц, выделены 43 ценных природных объекта — скалистые острова с уникальными растительными сообществами, колониями птиц, геологические памятники.

Поэтому на острове устроена экологическая тропа — маршрут протяженностью 2,8 километра с серией из десяти видовых точек, местами отдыха и информационными стендами. Во время маршрута можно увидеть следы ледника, сошедшего около 11 тысяч лет назад, следы древнего землятрясения, болото Мошгуба, где живет множество птиц, и разнотравные луга Кижей.

Церковь Преображения Господня в Кижах

 Церковь Преображения Господня, архитектурный стержень Кижского погоста, является вершиной народного деревянного зодчества, неповторимым образцом мастерства плотника. К сожалению, история не сохранила имен мастеров-плотников, построивших церковь Преображения Господня на острове Кижи. До нас дошла лишь легенда о мастере Несторе, который, завершив строительство, бросил топор в Онего и сказал: «Не было, нет и не будет такой!». И действительно, церковь представляет собой один из лучших образцов мировой народной архитектуры и демонстрирует вершину плотницкого ремесла. Сегодня это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО.

Преображенская церковь

Облик Преображенской церкви монументален и прихотлив. Ее пирамидальный силуэт при близком рассмотрении струится многочисленными изгибами главок, бочек, подзоров и крестов. Недаром строение рождает тысячу поэтических ассоциаций.

Известно, что строила церковь артель Заонежских плотников, а помогала им вся округа. Строили церковь, как заведено было на Руси, не по проектам и чертежам, а по традициям, передаваемым из поколения в поколение, из уст в уста. Строили традиционную многоглавую круглую церковь, «о двадцати стенах», с двадцатью двумя главами, каких не мало было на севере. Заслуга же местных плотников состояла в том, что они старые, давно используемые элементы, сумели соединить в новое, ранее невиданное целое.

Основу церкви составляет большой восьмигранный сруб — «восьмерик», на который поставлен восьмигранник значительно меньшего объема, а на него — третий, самый маленький. Три восьмерика создают пирамидальную основу церкви, а чтобы сооружение было устойчивым, его с четырех сторон света подпирают четыре прируба. С запада нижний ярус церкви охватывает просторная трапезная с высоким двухмаршевым крыльцом.

Общая высота церкви — 37 метров. Недаром ее силуэт доминирует над всей округой. Однако, находясь рядом с церковью, человек не ощущает подавляющей высоты и мощи бревенчатой громады. Напротив, сооружение соразмерно человеческому росту и взгляду. Этот эффект — следствие искусной «игры» объемами. Меняются объемы восьмериков. Меняются объемы прирубов — они двуступенчатые. Поярусно меняются объемы главок. Ритм изменений рассчитан на восприятие снизу и придает сооружению особую динамичность. Главки установлены на килеобразных бочках и расположены каскадом, одна над другой. Для достижения особой целостности силуэта церкви каждая главка как бы вдвинута в вышележащую бочку. Этот прием — талантливая находка безымянных мастеров.

Пышный верх церкви и обилие нарядных элементов — это не только украшение сооружения. Плотники следуют «золотому» правилу, по которому главное в строении — польза, прочность, красота. Декоративные, на первый взгляд, детали «верха» церкви объединены в стройную систему защиты основы сооружения — сруба — от дождя и влаги. Капли дождя, попавшие на верхнюю главку, скатываются с лемеха на лемех, с главки на бочку, а оттуда — на свесы кровли, выходящие далеко за пределы бревенчатого сруба.

Если кровля прохудится, внутри сооружения устроена дополнительная двускатная кровля, как бы перевернутая вверх дном. Влага по внутренней кровле стекала в большой желоб-водомет и выводилась за пределы сооружения. На тот случай, если и он прохудится, под желобом установили второй, точно такой же. Возможно, благодаря такой предусмотрительности церковь стоит предельный срок для такого рода построек — без малого 300 лет.

Четырехъярусный иконостас когда-то гармонировал со строгостью всего интерьера, но он был заменен золоченым, роскошью благородного металла противоречащим суровому характеру храма. В отличие от канонической живописи столичных школ северные живописцы более свободно трактуют религиозные сюжеты — вводят в задние планы местные постройки, пейзаж, заимствуют и формы местной одежды. С большим вкусом и живописным совершенством кижские мастера пишут иконы в неярких, приглушенных тонах красками местного происхождения.

Источник фото и текста: russia.travel и kizhi.karelia.ru